О пионерах ММА России не так много информации. На слуху лишь имена Олега Тактарова, Волка Хана и Михаила Илюхина. Однако среди них были настоящие энтузиасты и романтики, такие как нынешний глава Федерации ММА Ярославской области, представитель ЦФО в Президиуме Союза ММА России Денис Шибанков, который пришёл в спорт в 30 лет, посмотрев кассеты с первыми UFC, дрался на одном турнире с Игорем Вовчанчиным, ездил на бои в Японию, в 45 вышел против Александра Волкова, а также провёл первое юниорское первенство России и первое официальное первенство мира среди юношей. О своём пути в спорте он рассказал в интервью ММА.РФ.
- Вы участвовали в первых турнирах по ММА в России. Как вы оказались в мире "боёв без правил"?
- В 1993 году прошёл первый турнир UFC, который я посмотрел на кассете VHS. Я был пловцом, занимался скоростным подводным плаванием, был призёром Кубка СССР. Но когда я это увидел, я решил, что как мужчина должен в этом поучаствовать, хотя мне было почти 30 лет. Стал потихоньку готовиться, хотя никакой информации о тренировках по этому виду спорта, ни тренеров, ни спортсменов в Ярославле тогда не было. Интернета с обучающими видео, доступными сейчас не было тоже. Начал ходить по секциям полноконтактных единоборств, боксу и кикбоксингу, тайскому боксу, борьбе вольной и греко-римской, самбо. Я понял, что в боях без правил весов нет, поэтому подставлялся под жёсткие спарринги с самыми тяжёлыми, причём по их правилам. Это была очень тяжёлая школа - учёба на своих синяках и шишках.
- Откуда в вас такая тяга к экстриму и испытаниям?
- Я вырос на таких книгах, как «Три мушкетёра», «Последний из могикан». В 1995 году я узнал, что прошли первые соревнования в России — Международный союз по абсолютным поединкам Александра Ивановича Иншакова. О нём я узнал только задним числом. Следующий турнир у них прошёл только в 1997 году. К тому времени я был уже лучше готов и начал их искать, звонил всем подряд и нашёл методом тыка. Кто-то передал мою информацию вице-президенту Георгию Викторовичу Кобылянскому, он меня пригласил, я и поехал. Готов был не очень хорошо, потому что тренеры даже по классическим видам единоборств не очень мне помогали. Считалось, что в 30 лет начинать уже поздно, а у меня тем более зрение было минус 4,5. Поехал я туда сам без тренеров и секундантов, а лишь с двумя друзьями, смелыми оказались. Один из них был кришнаитом, и пока я дрался, он вместо подсказок читал мантры, но быть может это и помогло, тут я ничего не скажу, а второй втихомолку снимал бой на камеру со второго этажа, съёмки были запрещены.
- Какой была атмосфера на этом турнире? Насколько она отличалась от современных смешанных единоборств?
- Прежде всего намного жёстче были правила. Нужно было выиграть три боя за один вечер. Поединки длились 30 минут без перерыва. Отдохнуть нельзя между раундами. Если победителя не выявили, давали ещё дополнительные пять минут. Не было весовых категорий. Дрались без перчаток, приёмы - было разрешено всё. Можно было бить головой в голову, коленями и ногами в партере, добивать ногой лежачего — всё, что угодно. Но меня поразило, что спортсмены той эпохи вели себя благороднее и были в большей степени джентльменами. Не было постоянных оскорблений и треш-тока в стиле пьяных базарных баб. Тогда я в них увидел сильных, добрых и благородных людей. Сейчас такие люди тоже есть, но в общем и целом тенденция не очень хорошая.
- С кем из пионеров российских ММА вы познакомились в первую очередь? Кто произвёл наибольшее впечатление?
- Когда мы приехали с ребятами встретили ещё одну бригаду. Там был Игорь Вовчанчин. Он дрался с 1995 года, а потом стал легендой PRIDE. Я его считаю лучшим в истории бойцом на голых кулаках. Он и по нынешним временам мог бы перебить всех в боксе на голых кулаках. Он пришёл из кикбоксинга и бороться не умел, а правила ММА ему только мешали. А сейчас он молодой всех кулачных бойцов отправил бы в нокаут. Когда я понял, что возможно драться придётся с ним, первой мыслью было убежать, но потом решил идти до конца. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Никакого отказа даже под благовидным предлогом я бы себе сам не простил. С ним мне драться не довелось. Мне в первом же бою достался очень сильный парень — двукратный чемпион мира по ушу-саньда, заслуженный мастер спорта, мастер спорта по вольной борьбе и один из любимых учеников Волка Хана (Магомедхана Гамзатханова) Загир Гайдарбеков.
«После поражения от Волкова попробовал силы в сумо» - Вы проиграли ему, но после этого оказались и на зарубежных турнирах. Как это удалось?
- После первого же боя меня пригласили в Израиль на Кубок мира среди профессионалов, хоть я его и проиграл. Бой длился 15 минут, а я думал, что у меня будет ещё 15. В стойке я начал с ним рубиться, но потом провёл почти всё время под соперником. Я много боролся с бойцами из Ярославля, но понимал, что с сильным соперником не устою на ногах, поэтому учился бить лёжа. Сажал на себя сверху на тренировках крепких и свежих парней и говорил им рубить меня со всей силы. Один уставал, просил другого. Я выдерживал так по 30 и 40 минут и отбивался. В том бою мне удались хорошие удары лёжа. Я его посёк всего. Он больше никогда не дрался. Даже Волк Хан сказал, что он уже был готов сам сдаться, но я сдался раньше. Мне подсказать было некому, что до конца боя осталось всего чуть-чуть. После боя мне дали кличку Кувалда. Я очень гордился тем, что многие бойцы получали такую кличку за сильный удар в стойке, но только мне дали её за работу лёжа из самой неудобной позиции снизу.
- Насколько серьёзный был уровень турнира в Израиле?
- Весьма серьёзный. Мне в Супербою достался чемпион Европы по тайскому боксу, тренер «Рыжего Тарзана» Славы Дацика. Наш бой проходил между полуфиналом и финалом турнира-восьмёрки. Я уже более серьёзно готовился к этому турниру, пообщался со звёздами Мишей Аветисяном, Вовчанчиным, Валерой Плиевым. Я выиграл этот бой за 66 секунд. Это был самый короткий бой вечера на первом Кубке мира в Тель-Авиве. В финале Игорь Вовчанчин дрался с американцем Ником Наттером и победил в долгом 25-минутном бою, сломав нос ему ударом головой, а до этого 35 минут бился с Михаилом Аветисяном. У Вовчанчина тогда к концу турнира закрылись оба глаза, ему накладывали мясо. У Аветисяна в то время был лучший проход ноги в ММА. Он за секунду пролетал всю клетку. В 1999 году ему бандиты прострелили оба колена насквозь. С ними он умудрился выиграть чемпионат мира. Эти парни всегда бились до конца, как спартанцы.
- Чем запомнился турнир в Японии?
В 1999 году выступить там посчастливилось благодаря Георгию Викторовичу Кобылянскому, поклон ему за приглашение. Выступали там по сейкен-до — это примерный аналог российской «рукопашки». Довелось мне там также победить в самом первом на японской земле бою по профессиональному панкратиону, на голых кулаках, называемому ещё абсолютными поединками, в столице японского острова Хоккайдо Саппоро. Отличные организаторы, потрясающая страна, где невероятным образом сочетаются колорит средневековья и достижения современной цивилизации!
- У вас была настолько долгая карьера, что уже в 45 лет дрались с Александром Волковым...
- Там был большой перерыв. Я бы не сказал, что она была очень долгая. В 2000 году я решил завязать, потому что на чемпионате мира выступил не очень хорошо, но пришлось ещё подраться. Я повёз в 2001 году команду на первый турнир по ММА в Дагестан. Мой парень отстал по пути и чтобы не подводить организаторов я вышел и подрался с листа. С тех пор я не выступал. Когда я дрался, не знал толком техники, а потом уже всё изучил, работая тренером. В 45 в 2009 году я решил попробовать свои силы на турнире в Москве и проиграл Александру Волкову достаточно быстро, хотя в начале один раз хорошо по нему попал, что его немного откинуло назад на полшага. Потом у меня снова вылетело ранее сломанное ребро, но я скорее всего и так бы ему проиграл, просто подольше бы подрался. Александр тогда уже был очень силён. После этого я завязал, потому что обидно было проиграть какому-то длинному студентику. Я решил, что уже бесперспективен, но я же не знал, кем станет потом Волков. А так бы ещё подрался, потому что чувствовал себя хорошо, да и сейчас хорошо сейчас чувствую и с удовольствием подрался бы на ветеранском турнире по ММА.
- Как вы оказались в сумо?
Мне всегда это было интересно, да и в Ярославле никто в этом виде борьбы ни тогда, ни сейчас не участвовал. В 46 лет стал вице-чемпионом Москвы в любительском сумо в категории до 115 кг, дважды выступал за сборную Москвы на чемпионатах России, однажды даже посчастливилось выиграть у чемпиона России. Но чтобы прогрессировать дальше, нужно было больше набарываться именно с борцами сумо. В Ярославле, как я говорил, сумоистов не было, а в Москву на тренировки не наездишься, поэтому пришлось завязать. Последний раз выступил уже в 50 лет на первом ярославском городском турнире по силе удара в супертяжелом весе и удалось победить, в номинации свободный стиль.
- Как вы решили встать во главе ММА Ярославской области?
- Ещё в 1997 году, когда я своим боем завоевал определённое уважение руководства Международный союз по абсолютным поединкам, они предложили мне провести турнир в Ярославле и дали свою лицензию и лицензию международной федерации Valetudo со штаб-квартирой в Рио-де-Жанейро. В итоге я провёл первый турнир в 2001 году. Перед этим на боях в Ярославле решили заработать аферисты и провели не бои, а полную подставу, где «бойцы» изображали поединок и назвали это «Бои без правил». Мне за свой кровно родной спорт стало обидно, и я провёл первый открытый чемпионат России, отборочный к чемпионату мира среди профессионалов. Он получился совершенно грандиозным и до сих пор остаётся лучшим турниром в Ярославле. В декабре 2001 я провёл и чемпионат мира в ледовом дворце «Арена-2000», лучшем на то время в Европе в категории вместимостью до 10000 зрителей, на котором до сих пор играет «Локомотив». Чемпионом стал мой лучший ученик — чеченец Ислам Дадалов, первый чемпион мира по ММА из Чечни. Это был первый чемпионат мира, проведённый не в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионе.
- Как вы оказались впоследствии в президиуме Союза ММА России?
- Сначала я предлагал открыть официальную федерацию людям Вадима Финкельштейна, а в 2012 году Вадим Григорьевич решил это сделать вместе с Фёдором Владимировичем Емельяненко. После этого мне позвонила генеральный секретарь Кристина Викторовна Ваганова и предложила войти в президиум вновь созданного Союза ММА России. Там на отчётно-выборной конференции я и познакомился с Фёдором Емельяненко. И уже в мае через две недели после этой конференции я провёл в Ярославле первый этап первого официального чемпионата России. В 2013 году я провёл первый официальный чемпионат Центрального федерального округа, в 2014 году первое официальное первенство России, а в 2017 году и первое официальное первенство мира.
- Какое впечатление произвёл на вас Емельяненко при знакомстве?
- Я не буду повторять, что он лучший наш боец в истории. При всём уважении к Хабибу последний провёл только три защиты титула, а Фёдор дрался с сильнейшими в самых напряжённых поединках на протяжении десяти лет. Он выигрывал у ударников в ударной технике, а у борцов приёмами. Что касается его человеческих качеств, то он поражает своей искренней верой, а не напоказ. Он не будет молиться прилюдно, чтобы все видели, а искренне верит своим духом и сердцем, и соблюдает заветы Всевышнего. Вера у людей одна, она или есть или её нет, и любая религия учит доброте, честности и терпению, умению сначала о другом человеке подумать, а потом о себе. Я очень уважаю его за это.
- Как вам его недавний бой с Тимоти Джонсоном? Ожидали, что так быстро и уверенно расправится с более молодым оппонентом?
- Не знаю насчёт быстроты, но общей победы я ожидал. Тимоти Джонсон — хороший спортсмен, но Фёдор и в 45 лет лучше. Он просто выше классом. Я и сам люблю работать навстречу и потому очень оценил высочайший класс Фёдора. Он развил эту работу до совершенства, а концовка боя была просто великолепной. Фёдор не только сильно бьёт, как многие, но и очень точно при этом, прямо в подбородок. Если бы в заключительном бою за пояс он провёл реванш с Бейдером, он его одолеет.
- Как вы относитесь к моде на так называемое поп-ММА, фрик-боям и поединкам на голых кулаках?
- Я полностью поддерживаю идею Президента Союза Радмира Ильдаровича Габдуллина и Фёдора Владимировича запретить фрик-бои и высказал своё мнение на президиуме. Я сам прошёл через голые кулаки и потому знаю то, о чём говорю. Это была болезнь роста нашего вида спорта, процесс зарождения и становления. Но сейчас это пройденный этап. Не нужно к этому возвращаться. Это дикий вред для здоровья спортсменов — всю жизнь болеть потом. Когда-то бойцам ММА надели перчатки на голые кулаки и ничего не изменилось. Так можно и на кулачных бойцов надеть перчатки для ММА с открытыми пальцами. Уже не будет такого вреда здоровью и бои останутся такими же, какие они и проводят. Второй момент — это этика и пример для молодёжи. Эти промоушены заставляют своих спортсменов бросаться друг на друга, оскорблять религию, нацию, родных. Грозят убить друг друга, пропагандируют межнациональную вражду. Всё это выходит на большой экран, а молодёжь впитывает всё как губка и берёт с них пример, а потом удивляются, почему в метро трое избивают одного. Они набрались этого и думают, что так себя вести правильно и круто. Поэтому если они хотят действовать в рамках закона, то пусть надевают перчатки для ММА на руки и принимают кодекс этики, а не пропагандируют насилие и беспредел. Единоборства — это два колеса на одной оси. С одной стороны, сила, дух и техника, а с другой — нравственность. Без одного из этих колёс вся конструкция далеко не уедет. Только настоящие воины и чемпионы умеют в самой сложной ситуации держать себя благородно, и имеют силу духа всегда отдать должное и дань уважения сопернику. В наше время для сохранения мира нужно намного больше смелости, чем даже для того чтобы всех побеждать. Как говорят мудрые люди: «для мира нужно больше мечей». Нам важно вырастить не бойца-убийцу, а достойного гражданина страны. Наша сверхзадача научить их, что главная победа - это победа над самим собой, над своими собственными недостатками: жадностью, развратностью, агрессией, ленью. Во все века у всех народов это считалось главной битвой, а победишь себя - победишь всех. Тот кто побеждает себя - самый великий воин. Необходимо прежде всего заложить в юных духовный стержень, который является основой человека и позволит направить полученные знания и силы в созидательное русло, сделает Человеком с большой буквы! Если же они на это не пойдут, то надо ставить вопрос о пропаганде экстремизма и закрывать их. Они ради обогащения и погони за хайпом готовы идти на что угодно.
автор: Александр Круглов